С 1 апреля - новое регулирование проведения обязательных медосмотров работников

08.04.2021 г.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. N 29н

Приказ Минтруда России и Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н

С 1 апреля 2021 года вступают в силу два документа, обеспечивающих регулирование проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников в соответствии со ст. 213 ТК РФ.

Так, совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 N 988н/1420н утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. А приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н - порядок проведения таких осмотров, который, впрочем, также содержит перечень факторов и работ, причем несколько отличающийся от утвержденного совместным приказом ведомств.

Хотя указанные НПА еще не вступили в силу, повышенный интерес к ним со стороны специалистов уже привел к появлению значительного количества разъяснений чиновников.

Минюст в письме от 26.02.2021 N 01-20928-21 и Генпрокуратура в письме от 01.03.2021 N 74/1-367-2021 объяснили, почему дата вступления в силу рассматриваемых НПА определялась без учета предписаний Закона об обязательных требованиях. Напомним, что согласно ч. 1 ст. 3 данного закона положения любых НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня их официального опубликования. Между тем ни одно из этих требований при определении даты вступления в силу приказов N 988н/1420н и N 29н соблюдено не было. Тем не менее, Минюст и Генпрокуратура нарушений в этом не усмотрели, поскольку указанные приказы были приняты до вступления в силу ч. 1 ст. 3 Закона об обязательных требованиях.

В своих письмах от 05.03.2021 N 15-2/ООГ-600, от 09.03.2021 N 15-2/ООГ-612, от 12.03.2021 N 15-2/ООГ-708 Минтруд России пояснил, чем, по его мнению, объясняется несоответствие перечней работ, при которых проводятся медосмотры, из приказов N 988н/1420н и N 29н. Чиновники указали, что Приказ N 988н/1420н подготовлен в пределах полномочий Минтруда России и в соответствии с частью первой статьи 213 ТК РФ в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом утверждение перечня работ, при выполнении которых обязательные медицинские осмотры проводятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний (в том числе работы: в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения; в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей; где имеется контакт с пищевыми продуктами и др.), не является компетенцией Минтруда России, в связи с чем данный перечень включен в Приказ N 29н.

В письмах Минтруда России от 05.03.2021 N 15-2/ООГ-600, от 09.03.2021 N 15-2/ООГ-612, от 10.03.2021 N 15-2/ООГ-654, а также письме Минздрава России от 04.03.2021 N 28-4/3016355-2108 разъясняется, что по общему правилу само по себе наличие вредного фактора из перечня на рабочем месте работника еще не является основанием для направления его на медосмотр. Необходимо наличие на рабочем месте вредных условий труда по соответствующим факторам. Это, в частности, исключает необходимость направления на медосмотры офисных работников.