На рассмотрение Государственной Думой Рф поступил законопроект № 1034649-7 «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"».
Законопроектом предлагается установить бессрочное действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Это позволит работодателям по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, не проводить специальную оценку условий труда.
Текст законопроекта (фрагмент):
«…Статья 1
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №52, ст. 6991; 2014, №26, ст. 3366; 2015, №29, ст. 4342; 2016, №18, ст. 2512; 2018, №30, ст. 4543; 2019, №52, ст. 7769) следующие изменения:
1) часть 4 статьи 8 дополнить предложением следующего содержания:
"На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.";
2) в статье 11:
а) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий и организации труда на соответствующем рабочем месте.";
б) в части 5 слова "в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" исключить, слова "данная декларация" заменить словами "декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда";
в) часть 7 признать утратившей силу…»
В пояснительной записке отмечено, что законопроект разработан с целью устранения правового пробела:
«…Декларация действительна в течение 5 лет со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
В случае, если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
В случае отсутствия в период действия декларации указанных оснований для ее прекращения, то по истечении пяти лет она считается продленной на следующие пять лет без повторного проведения специальной оценки условий труда.
Вместе с тем по истечении общего периода действия декларации с учетом указанного продления у работодателя возникает обязанность провести за свой счет специальную оценку условий труда, в том числе в случаях, когда основания для прекращения действия декларации не наступили.
Таким образом, в случае отсутствия оснований для прекращения действия декларации и сохранения на декларируемых рабочих местах прежних условий труда проведение повторной специальной оценки условий труда является избыточным, что не учитывается действующим законодательством о специальной оценке условий труда…»