Информация для работодателей по основным положениям организации СУОТ на предприятии

04.08.2020 г.

В соответствии с действующим законодательством при проведении плановых проверок, расследовании несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда оценивается система управления охраной труда на предприятии. В этой связи информируем об основных положениях и требованиях к системе управления охраной труда.

         Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002) и Типовому положению о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 №438н,  введено понятие СУОТ – система управления охраной труда.

         В статье 209 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ)  было внесено понятие «системы управления охраной труда» - как «комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей».

         Статья 212 ТК РФ, касающаяся обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, была дополнена новым абзацем, а именно – работодатель обязан обеспечить «создание и функционирование системы управления охраной труда».

         Типовое положение является основным документом для работодателей при разработке Положения по СУОТ на предприятии с учетом особенностей их вида экономической деятельности.  В нем говорится, что требования СУОТ обязательны для всех работников, осуществляющих деятельностьв организации, и являются обязательными для всех  других лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

         Пункт 7 Типового положения говорит о том, что основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

         Согласно п 8. Типового положения, в положение о СУОТ работодателя с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

а) политика работодателя в области охраны труда (далее Политика);

б) цели работодателя в области охраны труда;

в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;

д) планирование мероприятий по реализации процедур;

е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и) управление документами СУОТ.

         Формирование Политики необходимо начинать с оценки рисков, существующих в конкретной организации.В соответствии с п. 10 Типового положения, политика работодателя в области охраны труда является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.Главное, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет и т.п.

         Типовым положением предусмотрено 9 базовых процедур, направленных на обеспечение соответствия государственным нормативным требованиям:

-процедура подготовки работников по охране труда;

-процедура организации и проведения оценки условий труда;

-процедура управления профессиональными рисками;

-процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

-процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

-процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

-процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

-процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

-процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

         С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План).  В Плане отражаются: результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя; общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур; ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

         В соответствии с п. 53 Типового положения, для организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо установить порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению

         К таким мероприятиям можно отнести специальную оценку условий труда, производственный контроль, оценку рисков, организацию общественного контроля, работу уполномоченных по охране труда и технических инспекторов профсоюзов, работы комитетов или комиссий по охране труда.

Таким образом, не соблюдение работодателем  требований ст. 212  Трудового кодекса РФ, а именно  отсутствие СУОТ или не надлежащее функционирование СУОТ влечет за собой административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  санкции которой предусматривают: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.