В соответствии с действующим законодательством при проведении плановых проверок, расследовании несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда оценивается система управления охраной труда на предприятии. В этой связи информируем об основных положениях и требованиях к системе управления охраной труда.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002) и Типовому положению о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 №438н, введено понятие СУОТ – система управления охраной труда.
В статье 209 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) было внесено понятие «системы управления охраной труда» - как «комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей».
Статья 212 ТК РФ, касающаяся обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, была дополнена новым абзацем, а именно – работодатель обязан обеспечить «создание и функционирование системы управления охраной труда».
Типовое положение является основным документом для работодателей при разработке Положения по СУОТ на предприятии с учетом особенностей их вида экономической деятельности. В нем говорится, что требования СУОТ обязательны для всех работников, осуществляющих деятельностьв организации, и являются обязательными для всех других лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.
Пункт 7 Типового положения говорит о том, что основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
Согласно п 8. Типового положения, в положение о СУОТ работодателя с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):
а) политика работодателя в области охраны труда (далее Политика);
б) цели работодателя в области охраны труда;
в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;
д) планирование мероприятий по реализации процедур;
е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;
з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
и) управление документами СУОТ.
Формирование Политики необходимо начинать с оценки рисков, существующих в конкретной организации.В соответствии с п. 10 Типового положения, политика работодателя в области охраны труда является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.Главное, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет и т.п.
Типовым положением предусмотрено 9 базовых процедур, направленных на обеспечение соответствия государственным нормативным требованиям:
-процедура подготовки работников по охране труда;
-процедура организации и проведения оценки условий труда;
-процедура управления профессиональными рисками;
-процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
-процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
-процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
-процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
-процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
-процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;
С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План). В Плане отражаются: результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя; общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур; ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
В соответствии с п. 53 Типового положения, для организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо установить порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению
К таким мероприятиям можно отнести специальную оценку условий труда, производственный контроль, оценку рисков, организацию общественного контроля, работу уполномоченных по охране труда и технических инспекторов профсоюзов, работы комитетов или комиссий по охране труда.
Таким образом, не соблюдение работодателем требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, а именно отсутствие СУОТ или не надлежащее функционирование СУОТ влечет за собой административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкции которой предусматривают: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.