Потребителю, заинтересованному в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств, приходится задумываться над следующими вопросами: на что в первую очередь потратить свои доходы? Как выбрать товар или услугу желаемого качества и соответствующие его покупательским возможностям? Как сократить финансовые потери? Каким образом сберегать имеющиеся доходы? Как вести себя рационально на различных рынках?
Рассмотрим эти вопросы на примере поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
Потребитель - одно из главных действующих лиц на этом рынке, он создает спрос, через который определяются ассортимент, качество и цена товаров. Но так ли он силен на этом рынке? Как правильно выбрать необходимый товар? Довольно часто сведения потребителей о товаре ограничены знаниями о его функциях или предполагаемом положительном эффекте от его использования.
Допустим, вы хотите приобрести современную стиральную машину. С чего начать?
1. Необходимо оценить рынок данного товара. Прежде всего изучить рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить.
2. Затем выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах и качестве товара от квалифицированного специалиста (товароведа, менеджера). Вас должен заинтересовать тот магазин, где товар продается с максимальным гарантийным сроком обслуживания, обеспечивается доставка и установка, сервисное постгарантийное обслуживание.
3.Не забудьте обратить внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товары.
Как видим, рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определенную последовательность действий:
ü осознание необходимости приобретения чего-либо;
ü поиск информации о необходимом товаре или услуге;
ü оценка и анализ всех возможных вариантов покупки;
ü принятие решения о покупке.
В связи с этим выделяют несколько видов финансовых трат при рациональном поведении потребителя: обязательные (минимальные, самые необходимые) расходы - на еду, одежду, проезд, оплату коммунальных услуг и т. д. - и произвольные: на хобби, товары высокого уровня потребления, путешествия и пр.
Таким образом, анализ всех факторов поможет вам сделать рациональную, то есть с наибольшей выгодой для себя, покупку.
Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора
8 800 555 49 43 (звонок по России бесплатный)
Информация подготовлена учебно-консультационным
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Заринске»
с использованием материалов http://fbuz24.ru/
659100 Алтайский край г.Заринск, ул. 25 Партсъезда д. 14 корп. 2 каб. № 8 Тел.: 8 (38595) 99021, 99027 E-mail: zarinsk@altcge.ru
2020 г