памятка для населения
Формально «мусорная» реформа стартовала в 2015 году, когда вышел Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Поменять систему решили из-за проблем со стихийными свалками и ценами на услуги — на каждый этап (сбор мусора, транспортировку и утилизацию) ценообразование было разным. Тариф для сбора мусора утверждался на общем собрании собственников, тариф на транспортировку назначали подрядные организации, а на утилизацию — регулировали органы государственной власти. Это разделение привело к нарушению нормативов утилизации отходов и судебным спорам во всех регионах страны. Другой целью реформы является постепенная ликвидация незаконных свалок, а также развитие вторичной переработки и уменьшение объемов отходов для захоронения на полигонах.
С 01 января 2019 года началась реализация реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с чем, в квитанции появилась новая строка – «обращение с ТКО». Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимается транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Обращение с ТКО – это услуга по вывозу мусора, которая всегда оплачивалась ее конечными потребителями, но ранее она входила в квитанции в состав графы «содержание и ремонт». С 2019 года плата за вывоз мусора помимо платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, включена в плату за коммунальные услуги.
Ранее услугу по вывозу мусора оказывала Управляющая компания, оплата производилась по единой квитанции, где в состав затрат по содержанию жилого дома входила услуга по вывозу мусора. После реализации реформы обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами.
Кто должен заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО?
В письменной форме договоры с регоператорами заключают:
- собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.);
- управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы (ТКО образуются не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно);
- все организации, включая ларьки и павильоны.
Договор оферты (оплата по предоставлению услуги) заключают:
- собственники частных жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);
- собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК);
- собственники помещений и квартир в МКД, если они приняли решение о переходе на прямые договоры с оператором по обращению с ТКО.
Если потребитель — частное лицо не заключил договор с региональным оператором, обязан ли он оплачивать услугу по обращению с отходами?
Заключение договоров с региональными операторами не производится в письменной форме. Это договор оферты. Он осуществляется в следующем порядке: в средствах массовой информации, сети интернет на официальном сайте регионального оператора, размещен текст публичной оферты (договора с физическими лицами). Учитывая то обстоятельство, что договор по обращению с ТКО является публичным, региональный оператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату по итогам первого месяца оказания услуги. В случае, если потребитель не сообщает о не предоставлении ему такой услуги в письменном виде услуга считается оказанной, а представленная квитанция подлежит оплате в полном объеме.
Как будет формироваться сумма к оплате для жилых помещений?
На размер платы за услугу по обращению с ТКО влияет три фактора:
- тариф, установленный Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов;
- норматив накопления, установленный Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края;
- число проживающих граждан в жилом помещении. Расчет производится по формуле: норматив * тариф * кол-во проживающих человек (при отсутствии зарегистрированных — кол-во собственников).
*(«Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п.148(34)).
Если в жилом помещении зарегистрированных граждан нет, то по количеству собственников. Могут возникать различные вариации, например, в одном помещении человек является собственником, а зарегистрирован в другом, тогда может произойти двойное начисление. В таком случае следует обратиться с заявлением к региональному оператору для перерасчета и для внесения изменений в базу плательщиков.
Помимо этого, необходимо отметить, что поскольку услуга по обращению с ТКО относится к коммунальным, на нее будут распространяться льготы, которые предоставляются по остальным коммунальным услугам. Для получения субсидий и оформления льгот потребителям необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства.
Куда обращаться, если мусор не убирают?
Вы можете обратиться с жалобой в адрес своего регионального оператора по вывозу ТКО. Контакты оператора будут опубликованы на оборотной стороне квитанции в разделе информации об исполнителях услуг.
А можно ли отказаться от этой услуги?
Отказаться от услуги регионального оператора невозможно. Это закреплено в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ), а также в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156
"Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора
8 800 555 49 43 (звонок по России бесплатный)
Учебно-консультационный пункт
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае
в городе Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах»
с использованием материалов, размещенных на сайте https://garant.ru/
Наш адрес: 659100 Алтайский край г.Заринск
ул. 25 Партсъезда д. 14 корп. 2 каб. № 8
Тел.: 8 (38595) 99027 E-mail: zarinsk@altcge.ru
Ноябрь 2019г.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах»