В последнее время участилось количество звонков гражданам от потенциальных мошенников, которые могут представляться:
Злоумышленники пользуются различными софтами и программами, позволяющими осуществить замену номера, с которого поступает звонок.
В связи с этим принимающая сторона видит телефоны, похожие или полностью повторяющие горячие линии банков, дежурных частей, иных официальных органов и организаций, которые зачастую могут начинаться с цифр 8-800… или 8-495…
Как правило, звонящий, который представляется сотрудником службы безопасности банка или правоохранительных органов, сообщает о том, что на вашем счете замечены подозрительные операции и для того, чтобы «обезопасить» деньги, нужно перевести их на другой счет или даже оформить кредит на ваше имя, чтобы «вычислить преступника». Нельзя поддаваться на подобные настоятельные просьбы. Необходимо положить трубку и сделать ответный звонок. Ответный звонок позволит попасть на настоящую справочную линию банка, страховой компании или в дежурную часть полиции. Здесь подтвердят, что никто не интересовался вкладами конкретных граждан.
Помимо того, что «на вашем счете замечены подозрительные операции» злоумышленники могут сообщить следующую информацию:
Еще одна мошенническая схема связана с противоправными действиями потенциальных мошенников, которые за счет грамотно построенной убедительной беседы, используя методы социальной инженерии и психологические приемы, втираются в доверие и получают от жертвы необходимые персональные данные (номера паспорта, СНИЛС, счетов, банковских карт) и оформляют на ничего не подозревающего гражданина кредиты, которые тут же выводят на подконтрольные счета. Гражданин узнает об этом только тогда, когда банк начинает требовать погашение графика кредитных выплат с процентами. Так могут действовать злоумышленники, которые представляются сотрудниками портала «Государственные услуги». Стать жертвой мошеннических посягательств может владелец личного кабинета на сайте «Госуслуг». Как правило, злоумышленники представляются сотрудниками портала и просят продиктовать им код из СМС-сообщения. Причины называют разные: для активации учетной записи, привязки куар-кода к странице или для усиления безопасности. На самом деле аферисты пытаются с помощью граждан получить доступ к их аккаунту, только уже под своим паролем. Все это нужно для того, чтобы получить доступ к персональным данным и от имени зарегистрированных пользователей оформлять кредиты и микрозаймы. Поэтому при подготовке информации, связанной с данной мошеннической схемой необходимо разъяснять, что сотрудники портала «Государственные услуги» никогда не звонят гражданам с подобными просьбами.
При подготовке информации с изложением рекомендаций в завершении текстовых сообщений или интервью необходимо использовать ключевые фразы-резюме, в которых озвучены следующие слова и выражения: «полиция», «сотрудники полиции предупреждают», «сотрудники полиции обращают внимание», «полицейские настоятельно рекомендуют», «сотрудники органов внутренних дел акцентируют внимание на…», а также указывать территориальную принадлежность органа, который размещает профилактические рекомендации, например: «Сотрудники полиции Алтайского края обращают внимание, что:
«безопасный счет»;
Целесообразно также при работе со СМИ акцентировать внимание на следующей рекомендации, адресованной гражданам: «При возникновении любых вопросов либо сомнений необходимо проконсультироваться непосредственно в отделении названного банка, позвонить на горячую линию кредитной организации, уточнить сведения по телефону доверия полиции, обратиться в ближайшую дежурную часть. Будьте бдительны! Не отдавайте свои деньги мошенникам!».
Для профилактики преступлений, совершаемых с использованием схемы «Ваш родственник попал в беду», целесообразно использовать следующие рекомендации:
«Сотрудники полиции напоминают простые правила:
Помните: злоумышленники звонят под видом родственника (сына, внука, дочери и так далее) либо сотрудника правоохранительных органов и сообщают, что близкий человек стал виновником ДТП. Незнакомый голос мошенники объясняют плохой связью, полученной травмой либо, чтобы отвести подозрения, прерывают разговор и передают трубку сотруднику полиции. Далее они просят передать им деньги якобы для возмещения ущерба потерпевшим либо на лечение пострадавшего родственника. Потенциальные преступники также могут сообщить, что эта сумма необходима для того, чтобы уголовное дело не возбуждалось. Аферисты убеждают пожилых людей положить деньги в пакет и передать их курьеру».
При организации проведения профилактических мероприятий для СМИ целесообразно привлекать для совместных интервью, круглых столов, горячих линий представителей банковского сообщества и кредитно-финансовых организаций, действующих на обслуживаемых территориях.
В период осуществления мероприятий по профилактике преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, необходимо на постоянной основе отслеживать локальные тенденции, характерные для конкретной зоны ответственности территориального органа, и оперативно информировать население через СМИ и иные интернет-ресурсы, в частности: