Эксперт рассказала о ключевых изменениях в трудовом законодательстве

17.01.2022 г.

Преподаватель кафедры частного права, доцент Алтайского филиала РАНХиГС, к. ю. н.Наталья Минкина представилаобзор изменений в области трудового права.

 

О переносе выходных дней в 2022 году

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 № 1564в 2022 году перенесены следующие выходные дни: с субботы 1 января на вторник 3 мая; с воскресенья 2 января на вторник 10 мая; с субботы 5 марта на понедельник 7 марта. В этой связи помимо «новогодних каникул»продолжительные праздничные и выходные дни ждут россиян с 6 по 8 марта, с 30 апреля по 3 мая, с 7 по 10 мая, с 11 по 13 июня, а также с 4 по 6 ноября. Такие переносы осуществляются регулярно с учетом положений ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней, в том числе в их объединении.

 

Повышение МРОТ и прожиточного минимума

В соответствии с федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ с 1 января минимальный размер оплаты труда работников в России составляет 13890 рублей (впредыдущем году этот общероссийский показатель составлял 12792 рубля). Таким образом, увеличение произошло на 8,6%.

Одновременно с этим с начала текущего года повышен и прожиточный минимум. Как установлено в постановлении Правительства России от 30.06.2021 №1070, до конца 2022 годавеличина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения составляет 11950 рублей, для трудоспособного населения - 13026 рублей, пенсионеров - 10277 рублей, а для детей - 11592 рубля. Тем самым, в настоящее время пока сохраняется разрыв между МРОТ и прожиточным минимумом в стране.

 

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений

В конце 2021 года закончился общероссийский эксперимент по ведению работодателями на добровольной основе электронного документооборота, связанного с работой, и с 22.11.2021 года на основании федерального закона № 377-ФЗ постепенно вступают в силу долгожданные новеллы, закрепленные в ст.ст. 22.1 – 22.3 Трудового кодекса, посвященные регулированию электронного взаимодействия работников и работодателей.Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.Однако ряд документов под электронный формат ведения не подпадает. Этокасается трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником (ст. 22.1 Трудового кодекса).

Важно понять, что ведение электронной документации работодателем не является его обязанностью, он вправе принять такое решение, а те работодатели, которые ранее принимали участие в данном эксперименте, могут продолжить вести электронный документооборот, но с соблюдением ряда новых законодательных требований. Это же касается работодателей, которые примут решение о переходе на цифровую документацию согласно новеллам Трудового кодекса. Среди основных таких требований закона можно отметить следующее.

  1. Электронное взаимодействие работодатель может осуществлять либо посредством цифровой платформы «Работа в России», доступ к которой обеспечивается посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, либо информационной системы работодателя, созданной им в таких целях. Положения, касающееся взаимодействия через платформу «Работа в России», применяются с 1 сентября 2022 года.
  2. Работодатель несет расходы на создание и (или) эксплуатацию информационной системы, а также создание, использование и хранение электронных документов.Он не вправе переложить эти расходы на работника, в том числе по изготовлению для него цифровой подписи.
  3. К 1 марта 2023 года Минтруд России совместно с иными ведомствами разработают унифицированные бланки для такого электронного кадрового учета, до указанного времени работодатели ориентируются на нормы Трудового закона и сложившуюся практику оформления документов, как на бумажном носителе.
  4. Электронный документооборот вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса. Такой акт должен содержать в себе: сведения об информационной системе, с использованием которой работодатель будет осуществлять электронный документооборот, порядок доступа к этой системе, перечень электронных документов и список категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот, срок уведомления работников и иные сведения согласно положениям ст. 22.2 кодекса.При этом упомянутый электронный документооборот работодатель может применять и к дистанционным работникам (ст. 312.1).
  5. Переход на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота осуществляется с письменного согласия работника. Отсутствие согласия работника на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота признается отказом работника от такого взаимодействия. При этом за работником сохраняется право дать указанное согласие в последующем. Причем, работодатель обязан проинформировать об осуществлении электронного документооборота лицо, принимаемое на работу. В этом случае лицо, имеющее по состоянию на 31 декабря 2021 года трудовой стаж, при приеме на работу к работодателю, который осуществляет электронный документооборот или принял решение о введении электронного документооборота, вправедать согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота.

Согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборотане требуется от лиц, которые приняты (принимаются) на работу после 31 декабря 2021 года и у которых по состоянию на указанную дату отсутствует трудовой стаж.

Отсутствие согласия работника или лица, принимаемого на работу, на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота либо отсутствие у работника или лица, принимаемого на работу, электронной подписи не может являться основанием для отказа в приеме на работу либо увольнения работника.

  1. При этом работодатели - участники эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, принявшие решение о продолжении осуществления электронного документооборота после окончания эксперимента, обязаны провести мероприятия, направленные на введение электронного документооборота в соответствии с требованиями закона до 1 июля 2022 года.

 

Необязательность приказа о приеме на работу

Согласно федерального законаот 22.11.2021 № 377-ФЗ внесены неожиданные изменения в ст. 68 Трудового кодекса. Теперь приказ (распоряжение) о приеме работника на работу работодатели издавать вправе, а не обязаны, как было раньше. В случае его принятия по-прежнему содержание такого приказа или распоряжения должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. За долгие годы такие приказы у многих работодателей стали локальной необходимостью для выстраивания взаимодействия между структурными подразделениями.

 

Обязанность работодателя по вакансиям

С 1 января 2022 года вступили в силу очередные изменения ст. 25 закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно п. 3.2. органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов России, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, обязаны размещать на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах,требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства России, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов. В настоящее время такой платформой является «Работа в России».

 

Переход на электронные листки временной нетрудоспособности

С 1 января текущего года также вступило в силупостановление Правительства РФ от 23.08.2021 № 1381. Изменения коснулись правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. В соответствии c обозначенным актом основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам теперь являетсяэлектронный листок нетрудоспособности.

В целях реализации прав граждан на получение такого документав электронной форме, все медицинские организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, будут принимать участие в формировании электронного больничного листа. А работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг, будут получатьсоответствующие информационные сообщения о своих электронных листках временной нетрудоспособности.