Игорь Панарин: «Мир настолько динамичен, что мы не можем себе позволить остановиться».

04.02.2021 г.

–В феврале 2021 года Алтайскому филиалу РАНХиГС исполняется 20лет!Юбилей приходится отмечать в непростой обстановке. Сказывается  ли эпидемиологическая ситуация на ваших планах? Придется ли их корректировать?

Да, действительно, в 2020 году мы все столкнулись с ситуацией неопределенности, потребовавшей принятия новых, нестандартных и быстрых решений. Пандемия, как бы это парадоксально не прозвучало, в нашем случае, способствовала мобилизации личностного потенциала, как преподавателей, так и студентов. Все восприняли происходящее как вызов, позволивший по-новому осмыслить, что мы делаем, как мы это делаем и какие нужны изменения, для того чтобы, учитывая новую реальность, уверенно смотреть в будущее.Конечно, определенная корректировка планов случилась, но это точно не повлияет на общую атмосферу праздника, который заслужила вся наша команда!

 

–Вывозглавляете филиал уже 20 лет. Что представляет собой Алтайский филиал РАНХиГС сегодня и чем он принципиально отличается от филиала образца 2001 года?

 

Дата рождения Филиала – 2 февраля 2001 года. Первые десять лет своей жизни вуз существовал как Алтайский филиал Сибирской академии государственной службы (СибАГС). В 2010 году Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ № 1140 «Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Алтайский филиал стал одним из 53 региональных структурных подразделений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) – крупнейшего в России университета социально-экономического и гуманитарного профиля.

За 20 лет мы серьезно шагнули вперед. Позвольте немного «сухой» статистики. Набор 2001 года составлял всего 288 человек. В штате Филиала работало 37 преподавателей и сотрудников. Мы располагались на 450 кв. метрахпятого этажа офисного здания на проспекте Социалистическом. Первый набор велся по трем направлениямспециалитета очной и заочной форм обучения. Компьютерный парк состоял из 16 машинна всех. У нас была очень маленькая библиотека, и студентам даже негде было выпить чашку кофе. Вот таким было начало. Но было очень большое желание создать новый, современный и технологичный вуз!

За 20 лет ситуация кардинально изменилась. Набор 2020 года – 1190 человек. Всего в Филиале обучается почти 4000 студентов и работает более 200 преподавателей и сотрудников. Мы предлагаем четыре направления бакалаврской подготовки (8профилей), специалитет,10 магистерских программ, а также более 500 программ дополнительного профессионального образования. Кроме очного и заочного обучения активно развивается очно-заочная форма подготовки. Мы поменяли локацию, и сегодня Филиал располагается в кампусе общей площадью более 7000 кв. метров, с собственной спортивной площадкой и прилегающей территорией. Количество компьютеров в Филиале выросло до 500 единиц. Наша библиотека способна предложить студентам и слушателям доступ к библиотечным базам общим объемом более полутора миллионов изданий. Это доступ не только к русскоязычным, но и к англоязычным ресурсам: к крупнейшим мировым библиографическим и реферативным базам данных, к самой обширной в мире полнотекстовой коллекции диссертаций и дипломных работ со всего мира, к научным ресурсам ведущих мировыхиздательств, к зарубежным базам данных периодических изданий и многое другое. Работает столовая и кафе, где мы можем одновременно вкусно накормить до 150 человек. За 20 лет в Филиале прошли обучение на различных программах более 15 тысяччеловек!

 

– Если Алтайский филиал является только частью такой крупной системы, то, как осуществляется взаимодействие с головным кампусом РАНХиГС?

 

Думаю, многим известно, что выпускники Алтайского филиала РАНХиГС, как и других филиалов Академии,получают«московский» дипломом. Это накладывает на нас ряд обязательств, которых нет у других вузов Алтайского края. Прежде всего, это соблюдение высоких образовательных стандартов, так как внутри системы РАНХиГС существует  собственная, внутренняя аккредитация образовательных программ. Наши студенты активно и регулярно принимают участие в общеакадемических мероприятиях. Мы  выстроили  взаимодействие с Московским кампусом таким образом,  что любой возникающий вопрос решается оперативно и конструктивно. В этой связи хочу выразить благодарность  московским коллегам и лично ректору Владимиру Александровичу Мау за заинтересованность в развитии Филиала, активную включенность в решение возникающих проблем, поддержку в принятии решений. Тесное взаимодействие с ректоратом Академии позволяет точнее определять векторы нашего развития.

 

–Изменились ли подходы к обучению в Филиале за эти годы?

 

Стратегические подходы к обучению за эти годы остались неизменными. Мы изначально закладывали в философию обучения такие принципы, как индивидуальность, вариативность, развитие творческого мышления, критичность. Основополагающим является уважение к личности любого человека, независимо от того,на какой ступени социальнойлестницы он находится: уборщик территории, студент или профессор. Попадая в такую атмосферу, студенты начинают по-новому видеть и себя, и окружающий мир. Это - основа глубоких личностных трансформаций, что очень важно! Мы стараемся, чтобынаши студенты увидели все многообразие существующего мира, в котором каждый человек–Личность.Следование данным подходам успешно сочетается с высоким качествомобразовательных программ, реализуемых в Филиале. Я убежден, что это взаимодополняющие процессы: без хорошей теоретической и практической подготовки невозможносформировать настоящего профессионала. Главное в любом процессе обучения – это мотивация.  И роль преподавателя заключается в том, чтобы этот интерес развивать и поддерживать. При этом мы считаем, что учиться должно быть трудно! Трудно, но интересно!

Если говорить о тактических подходах, то, конечно, за 20 лет они менялись. Каждая смена поколений предполагает и смену форм взаимодействия. То, что работало с точки зрения методики образования даже пять лет назад, сегодня уже слабо востребовано. Поэтому наша команда постоянно ищет новые формы организации учебного процесса.

 

– Как организована научно-исследовательская работа студентов в Алтайском филиале РАНХиГС? Какие возможности для самореализации студентов в науке предлагает Филиал?

 

Научно-исследовательская работа обучающихся – это обязательный элемент подготовки бакалавров и магистров всех направлений, реализуемых в Академии. Научную работу студентов координируют научный отдел, созданный в 2017 году, и студенческое научное общество в составе Студенческого совета Филиала.

Студенты погружены в научные исследования с первого курса. Одним из главных проектов, который позволяет им почувствовать себя причастными к научному сообществу, является школа «Старт в науку». Стали традиционными студенческие научно-практические конференции «Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ», «Социально-экономические, организационные, политические и правовые аспекты обеспечения эффективности государственного и муниципального управления». Ежегодные научные и научно-практические мероприятия, проводимые на базе Филиала,  проходят в формате мастер-классов специалистов, лекций известных ученых, олимпиад, научно-практических семинаров и круглых столов. Большой интерес среди студентов вызывает конкурс на лучшую курсовую работу.

Кроме этого, для самореализации в научной деятельности функционируют научные кружки и клубы, где преподаватели на практике объясняют, как применять различные методы исследований, писать научные статьи и тезисы, готовить выступления.

Наши студенты активно участвуют в научно-образовательных мероприятиях за пределами Филиала и демонстрируют отличные результаты. Так, на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, МГУ) в 2018 г. Олеся Милоданова и Сергей Фадеев (выпускники 2019 года направления «ГМУ») заняли первые места в секциях, а Евгения Якутина (выпускница 2020 года направления «Экономика») стала призером данной конференции в 2019 году.

В 2020 году студенты Алтайского филиала РАНХиГС Мария Парункова (направление «Психология», 3 курс) и Леонид Селютин (направление «Экономика», 4 курс) стали призерами всероссийской олимпиады «Я – профессионал».

Высокие результаты научной деятельности позволяют студентам претендовать на научные стипендии. Например, в 2020 году по итогам всероссийского открытого конкурса Никита Зотов (направление «Экономика», 4 курс) стал обладателем престижной стипендии им. Е.Т. Гайдара, а Илья Кулагин  (направление «Юриспруденция», 4 курс) стал стипендиатом Губернатора Алтайского края на 2020-2021 учебный год.

Каждый студент, желающий заниматься наукой, находит в Филиале поддержку со стороны опытных преподавателей и студенческого научного общества, что ведет в конечном итоге к высоким личным достижениям.

 

–Обучение– этоведь не только лекции и семинары, но и внеучебная деятельность. Как с ней обстоят дела в Филиале?

 

Уже с первого дня учебы студенты активно вовлечены в студенческую жизнь. Для развития способностей и талантов в Филиалеестьмного возможностей. У нас отличное студенческое самоуправление, с которым мы очень эффективно взаимодействуем. Студенты активно участвуют во всех управленческих процессах Филиала и за это им огромное спасибо!

Ежегодно мы совместно со студенческим сообществом проводим более 200 различных мероприятий. В настоящее время в Филиале функционируют более 30-ти научных кружков, клубов, творческих объединений и спортивных секций. Волонтерский отряд «От сердца к сердцу» - участник Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе. Наши активисты были волонтерамиЧемпионата мира по футболу FIFA 2018 и ХХIХ Всемирной Зимней универсиады, сталипобедителями Международного конкурса «Послы Победы». Футбольная команда становилась неоднократным победителем Студенческой футбольной лиги Алтая. Спортивная сборная команда филиала – призер Универсиады вузовАлтайского края.

У нас замечательная театральная студия «SENSUM». За четыре года существования еерепертуар насчитывает более 20 спектаклей и постановок.

Успешно участвуем  и в движении Российских студенческих отрядов. На базе филиала функционируют два сервисных отряда, отряд проводников и три межвузовских педагогических отряда.

Мы гордимся своими студентами,всегда поддерживаем их инициативы и вместе радуемся победам и достижениям. 

Кроме этого, на протяжении всего периода обучения в Филиалесо студентами работают специалисты нашего Психологического центра. И это тоже важный элемент образовательной системы. Тренинги, групповые и индивидуальные консультации – все это вносит свой вклад в дальнейшие успехинаших выпускников.

Помочь студентам определиться с будущим местом работы, попробовать себя в профессии и пройти стажировку – задачи нашего Центра карьеры. В арсенале Центра более 200 мест для прохождения практик, и задача студента –просто выбрать то, что ему интересно.

Мы стараемся подходить к данному процессу системно, и каждый элемент этой системы играет свою значимую роль.

 

Как вуз позиционирует себя? Можно ли выделить особую специфику, которая свойственна только Академии, которой нет у других учебных заведений?

 

Если попытаться одним словом определить вектор нашего позиционирования, то это «управление». Базовым для нас является подготовка специалистов для государственной и муниципальнойслужбы. Интересен тот факт, что учиться на это направлениек намприходят не только те, кто планирует строить свою карьеру на государственной службе, но и представители реального сектора экономики и бизнеса. Это показатель востребованности тех образовательных программ, которые мы предлагаем.

Последние несколько лет мы расширили границы классического «ГМУ» и успешно реализуем еще две магистерские программы для подготовки топ-менеджмента в здравоохранении и образовании. Данные программы были разработаны совместно с профильными министерствами Алтайского края при личном участии Министра здравоохранения Д.В. Попова и Министра образования М.А. Костенко.Интерес к этимпрограммам очень высок.

В 2021году мы открываем набор на новую магистерскую программу «Современная урбанистика». Это во многом эксклюзивная программа, рассчитанная на разноплановую подготовку специалистов в области управления городом. Новый взгляд на развитие городов –это требование времени, и сегодня очень нужны специалисты,способные видеть городское пространство как мотивирующую среду.

Экономическое направление филиала также акцентирует внимание на управлении. Речь идет об управлении государственными и муниципальными финансами, управлении налоговым администрированием, управлении экономикой бизнеса. В планах 2021 годаоткрытиемагистерской программыпо управлению экономикой здравоохранения. Эта программа сегодня является очень востребованной. Существует, конечно, своя специфика внутри предлагаемых программ, но объединяет их общая методология, ориентированная на обучение комплексному управлению экономическими системами.

Психология управления– это направление, которым активно занимаются наши психологи и социологи. Скажу честно, когда 10 лет назад к нам пришли первые студенты, скептиков было гораздо больше, чем оптимистов. Сегодня, когда наработан определенный опыт, можно с уверенностью сказать, что мы правильно спрогнозировали восходящий тренд. Ситуация в мире сильно изменилась, руководители начали понимать, что пришло время переходить от человеческого капитала к личностному потенциалу, и к нам стали приходить «прокачаться» на магистерскую программу представители совершенно разных профессий: и банкиры, и руководители крупных государственных и частных компаний, и просто люди, которые хотят научиться психологическим аспектам управления.Программа популярна далеко за пределами Алтайскогокрая.

И даже внутри такого направления, как «Юриспруденция» наш подход не меняется. Мы глубоко убеждены, что «сплав» юридического и управленческого образования даст нашим студентамвозможность быть более конкурентоспособными в современных условиях. Специально открытая магистерская программа «Юрист в социальной и экономической сферах»призванане только научить магистров праву, но и показать управленческие особенности тех отраслей общественной жизни, в которых им предстоит работать.

При этом важно понимать, что президентский статус академии, не облегчает нам жизнь, а скорее, наоборот, является фактором, не дающим расслабиться! За последнее время отношение к диплому у работодателей сильно изменилось. Мы здесь видим определенную трансформацию взглядов. Если раньше просто наличие престижного диплома гарантировало хорошее место работы, то сегодня факт наличие у претендента «корочки» не является стопроцентной гарантией успешного трудоустройства. Необходимо показать,чеготы стоишь на самом деле. Для нас принципиально отсутствие  разрыва между наличием академического диплома и уровнем профессионализма его обладателя – нашего выпускника.

 

– Сейчас образование активно уходит в Интернет. Онлайн-формат курсов, научных конференций, форумовстал достаточно привычным, а как с этим обстоят дела в Академии?

 

Действительно, процесс обучения все активнее начинает использовать онлайн-технологии. Ситуация 2020 года просто актуализировала те тенденции, существование которых уже было очевидным. Мы к этому вызову были полностью готовы. С 2015 года все наши учебные курсы и дисциплины были размещены на виртуальной платформе Moodle. На сегодняшний день активно используются более 800 курсов.У каждого  студентасоздан личный кабинет, в котором размещена вся необходимая методическая информация по изучаемым дисциплинам. Два годапотребовалосьдля синхронизации личных кабинетов и крупнейших в России электронных библиотечных баз, и сегодня каждый наш студент может в «один клик» получить в своем кабинете рекомендованную преподавателями книгу в электронном формате.За последние три года в нашей профессиональной видеостудии записано более 500 видеолекций, которые также размещены на платформе, и любой студент может их использовать для дополнительной подготовки. Пять лет назад мы отказались от бумажного расписания и традиционных журналов успеваемости – все находится в «облаке». Конечно, использование таких технологий предполагает соответствующее оснащение аудиторного фонда,поэтому все кабинеты связаны в одну корпоративную сеть и в каждой аудитории есть не только компьютер (весь компьютерный парк не старше 5 лет), но и презентационные средства. Кроме того, в целях безопасности мы создали «зеркальную» серверную группу, на которой хранится полная копия всей используемой в ходе обучения информации.

В ситуации пандемических ограничений мыначали внедрение нового формата проведения лекций и семинарских занятий. Теперь студенты могут сами решать, приходить им в аудиторию или нет. Те, кто пришел, слушают преподавателей в офлайн-режиме, а те, кто решил остаться дома, точно так же слушают лекции и участвуют в семинарских занятиях, но в онлайн-режиме. Они видят презентации и могут участвовать в дискуссиях. Для того чтобы это работало качественно и бесперебойно, мы используем базовый канал оптоволоконной связи со скоростью 500 Мбит/с и резервный канал со скоростью в 300 Мбит/с.

Использованиецифровых технологий позволяет Филиалу активно привлекать к учебному процессу не только наших преподавателей, но и специалистов из других вузов страны. Следует отметить, что интеллектуальный потенциал  коллег используется не только в ходе конференций и круглых столов. Многие выступают с открытыми лекциями и мастер-классами, читают авторские курсы. Это значительно расширяет  образовательные горизонты студентов.

Конечно, мы и в дальнейшем планируем наращивать технические и технологические возможности по использованию цифровых образовательных сервисов, но это не означает, что мы откажемся от живого общения студентов с преподавателями. Магию личного общения невозможно ничем заменить!

 

– Одно из самых значимых достижений вашей деятельности в том, что Филиал Президентской Академии успешно работает и развивается. Что помогает Филиалу быть конкурентоспособным, а вашим выпускникам –востребованными на рынке труда?

 

Желание двигаться вперед. Мир настолько динамичен, что мы не можем себе позволить остановиться. Это стало нашей философией! Смена образовательных трендов, современные формы коммуникации, появление новых профессий – все это заставляет нас гибко и вариативно выстраивать образовательный процесс. Очень важно постоянно пытаться «заглянуть за горизонт». Но адекватно отвечать на возникающие вызовы возможно, лишь опираясь на твердый фундамент базовых принципов, лежащих в основе построения учебного процесса. Это качество подготовки, практикоориентированность знания и развитие личностного потенциала каждого студента.

Занимать лидерские позиции всегда тяжело. Мы воспринимаем это не как трудность, а как вызов, с которым мы справимся! И, поверьте, те, кто приходит к нам в Филиал за качественным образованием, это понимают. Поэтому для нас процесс обучения – это как взаимная любовь студента и преподавателя. Мы предоставляем  студентам и слушателям весь арсенал наших возможностей, а их задача – правильно этим распорядиться.

 

Среди выпускников Академии довольно много руководителей высшего звена, крупных бизнесменов, депутатов... Участвуют ли они в жизни вуза?

 

Да,  Академию принято называть «кузницей министров и губернаторов». Алтайский филиал вносит свой весомый вклад в формирование управленческой элиты на региональном уровне. Многие наши выпускники добились серьезных результатов на государственной и муниципальной службе, в бизнесе. Мы очень рады, что на определенном этапе их профессионально-личностного становления Филиал внес свой вклад. Наши выпускники – это наша гордость! В 2015 годупо инициативе самих выпускников была создана ассоциация, которая объединят сегодня в своих рядах почти 5000 членов. Сложилась очень хорошая практика, когда наши выпускники, добившиеся успеха и оценившие качество подготовки на себе, обращаются в Филиал за новыми кадрами. Таким образом, формируется преемственность между разными поколениями выпускников. Практики, мастер-классы, открытые лекции, участие в совместных проектах – это далеко не весь перечень выстроенного взаимодействия. Мы очень благодарны выпускникам за такое участие в жизни Филиала.

 

– За эти годы  у вас сформировался достаточно сильный профессорско-преподавательский состав и коллектив сотрудников, которые внесли особенный вклад в развитие Филиала. Кого персонально из людей Вы бы отметили?

 

Наша команда – это наше самое большое и достояние и конкурентное преимущество!В коллективе есть сотрудники и преподаватели, которые работают с момента основания: заместитель директора по учебной работе Кайгородова Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе Воронова Людмила Эдуардовна, директор Центра информационных систем и технологий Кузиков Антон Сергеевич, начальник хозяйственного отдела Диков Евгений Викторович. Большой вклад в становление филиала внесла Ломова Наталья Григорьевна, которая работает в филиале с 2001 года, с 2004 по 2016 год руководила кафедрой государственного и муниципального управления, сейчас трудится доцентом на этой кафедре и передает свой бесценный опыт преподавателям и студентам. К «старожилам» мы относим главного бухгалтера Карнаушенко Людмилу Оскаровну, директора Центра дополнительного образования Мосину Ирину Геннадьевну, преподавателей:Ляпину Юлию Николаевну, Райкину Татьяну Анатольевну, Самсонову Татьяну Николаевну, Цыба Сергея Васильевича. Эти люди сформировали лучшие традиции Филиала.

На мой взгляд, нам удалось собрать команду, в которой успешно сочетаются опыт и мудрость, тех, кто стоял у истоков, и молодых преподавателей и сотрудников, которые пришли к нам недавно и разделяют наши ценности и принципы.Неравнодушие, стремление ко всему новому, уважение личности – вот что точно является основой нашей дружной команды. Мы все разные, но мы слышим друг друга и смотрим в одном направлении. Это очень важно!

 

– Каким Вы видите будущее Филиала? Какие задачи Вы ставите перед своей командой?

 

Мы смотрим в будущее с оптимизмом. Прогнозы –занятие не слишком благодарное, но уже сегодня мы понимаем тренды завтрашнего дня. Конечно, это взрывное развитие цифровых технологий и усиление данного компонента в образовательном процессе. Это серьезная смена парадигмы взаимодействия преподавателя и студента. Профессор-ментор поменяет роль на профессора-фасилитатора. Гибкость учебных программ будет способствовать более активному и мотивированному участию студентов в своей образовательной траектории. Поменяется роль образовательнойсреды. В нашем понимании, высшая школа эволюционирует в культурно-образовательное и научное пространство. Об этом свидетельствует все активнее развивающаяся идея непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.Вызовов очень много. Очевидно, что мы не можем с уверенностью знать все, что нас ждет.Но в наших силах научиться, как говорит большой друг Филиала Александр ГригорьевичАсмолов, «предадаптации к изменениям». Гибкость в принятии управленческих решений, нацеленность на инновации, творческий подход, коллективная социальная ответственность за то дело, которое мы все делаем, даютнам возможность уверенно справиться с  вызовами завтрашнего дня. Поверьте, планов очень много!