Ограничительные меры по экспортно-импортным операциям формируют неустойчивый рынок зерна

18.01.2021 г.

С анализом ситуации выступает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГССергей Воробьев.

Квоты и пошлины на зерновые

15 января 2021 года специальная Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, созданная при Правительстве РФ, поддержала повышение внутриквотных ставок вывозных пошлин на зерновые «в качестве дополнительной меры, направленной на защиту потребителей в России и внутреннего рынка». В результате с 15 февраля 2021 года до конца сезона параллельно с началом действия квоты на вывоз зерна (17,5 млн. тонн) будет действовать пошлина на пшеницу – 25 евро/т, которая с 1 марта 2021 года увеличится до 50 евро/т. Также с 15 марта 2021 года планируется ввести квоты на экспорт кукурузы (25 евро/т) и ячменя (10 евро/т). Кроме того, к началу следующего сезона Министерство экономического развития РФ и Минсельхоз РФ намерены запустить автоматический долгосрочный механизм расчета экспортных пошлин с учетом актуальных уровней мировых цен.

Также в нынешнем году Министерство сельского хозяйства РФ предложило Евразийской экономической комиссии обсудить вопрос о временном ограничении на вывоз зерна из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. К подобному шагу Минсельхоз подтолкнули, по всей видимости, опасения, что открытые границы с государствами ЕАЭС позволят исполнять Распоряжение лишь формально и что поставщики зерна смогут действовать, используя государства ЕАЭС в качестве транзита.

Активный спрос и высокие цены

Разумеется, многие компании будут стараться отгрузить максимальные объемы до начала действия квоты. Так, за период с 4-го по 10-е января 2021 года через зерновые терминалы Новороссийска (данные ГК ТБИ/Logistic OS), было отгружено на экспорт более 232,7 тыс. тонн российского зерна, что в 4,8 раза выше, чем за аналогичную неделю 2020 года. Однако даже в условиях повышения активности на зерновом рынке, его основные участники заявили о предстоящих потерях производителей по предварительной оценке до 200 млрд. руб. в планируемом году, а также о снижении вложений в переработку, перевалку и хранение зерна. По оценке первого заместителя председателя правления Россельхозбанка, объем инвестиций в 20 крупнейших инвестиционных проектов в сегменте зерновых в РФ до 2030 года превысит 300 млрд. рублей, однако данная оценка была дана в середине 2020 года, а, по нашему мнению, изменения правил на рынке зерна могут привести к снижению заинтересованности потенциальных инвесторов в осуществлении данных вложений.

В настоящее время Россия входит в пятерку основных стран-экспортеров зерновых, наряду с США, Индией, Францией и Канадой, а также входит в ТОП-5 основных стран-экспортеров пшеницы и ячменя. До введения экспортных пошлин перед отраслью стояла задача по наращиванию экспорта сырья и продовольствия.

На этом фоне информация о введении в России квот на экспорт зерна и пошлины на пшеницу привела к существенному росту мировых цен на уровне 17%. Внутренние цены после некоторого снижения на фоне информации о квоте и пошлины с начала января 2021 года начали восстанавливаться вслед за мировыми ценами. Тем самым можно констатировать, что до начала периода действия квот и экспортных пошлин на зерно (с 15 февраля 2021 года) ожидать стабилизации и снижения цен на зерно не приходится. В первую очередь активный спрос и рекордно высокие цены на пшеницу на мировом рынке могут оставить без сырья мукомольную, крупяную, хлебопекарную и мясо-молочную промышленность (в особенности птицеводство и свиноводство), что негативно скажется как на бизнесе, так и на потребителях.

Однако в Минсельхозе рассчитывают, что установленной квоты предостаточно, чтобы производители зерна смогли хорошо заработать на экспортных операциях, тем более что цены на мировых рынках не прекращают увеличиваться. Однако крупные участники зернового рынка ожидают снижение конкурентоспособности экспортируемого зерна, усиление репутационных рисков вследствие потери статуса надежного партнера-поставщика, переориентации покупателей на продукцию основных конкурентов России на данном товарном рынке. О том, что в случае установления Россией экспортных квот и пошлин на пшеницу, импортеры могут сменить поставщика, заявили официальные лица Грузии, Египта. О постепенной переориентации импорта зерна из России в пользу Индии заявили в Бангладеш.

Переориентация рынка

В 2021 г. пошлину на экспорт подняли до 30 процентов также для подсолнечника, рапса, соевые бобы. По заявлению премьер-министра России Михаила Мишустина, высокая ставка экспортной пошлины подтолкнет участников рынка к переориентации с экспорта сельскохозяйственного сырья на поставку товаров с высокой добавленной стоимостью. С нашей точки зрения, данное стратегическое решение действительно повысит заинтересованность крупных игроков рынка к переориентации импорта сырья на импорт растительных масел и других продуктов переработки семян подсолнечника и рапса. А вот для рынка соевых бобов такие меры государственного регулирования объемов экспортных операций являются губительными, поскольку основные посевы сои концентрируются в регионах Дальнего Востока, максимально приближенных к основному импортеру соевых бобов – Китаю. Максимальная годовая потребность дальневосточных регионов в сое как сырье для собственного потребления и переработки – 1 млн. тонн, а объемы производства соевых бобов составляют в среднем 2 млн. тонн, соответственно до 50% валового сбора изначально всегда было ориентировано на импорт в виде сырья. Переориентировать импорт соевых бобов на импорт продукции их переработки не представляется возможным не только в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной, поскольку заинтересованности потенциальных инвесторов в создание инфраструктуры по переработке соевых бобов на территории регионов Дальнего Востока в настоящее время не наблюдается. Кроме того, малые фермерские хозяйства и сельскохозяйственные организации, столкнувшись со сложностями сбыта продукции, будут вынуждены переориентироваться на выращивание других сельскохозяйственных культур (если только прирост мировых цен на соевые бобы не компенсирует величину экспортной пошлины).

Таким образом, с точки зрения долгосрочных интересов сельского хозяйства меры по квотированию объемов экспорта зерна, введению экспортных пошлин по зерну, маслосеменам подсолнечника, рапсу, соевым бобам создают «атмосферу неопределенности» при формировании стратегий развития большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей России.