ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Обзор нового закона: кому и зачем нужен финансовый омбудсмен
Большинство положений Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг вступило в силу 3 сентября 2018 года.
Разбираем основные правила, к которым нужно приготовиться страховым компаниям, банкам, МФО и другим финансовым организациям.
Финансовый омбудсмен - это гражданин, который будет рассматривать обращения физлиц и их представителей с имущественными требованиями к финансовым организациям.
Финансовых омбудсменов будет несколько: главный и уполномоченные в сферах финансовых услуг. 24 августа главным омбудсменом ЦБ РФ назначил Юрия Воронина.
Когда организации должны будут начать взаимодействовать с омбудсменами
Вид компании |
Дата |
Страховые организации (кроме тех, которые занимаются только ОМС) |
С июня 2019 года — для страховщиков по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) |
С 28 ноября 2019 года — для остальных страховщиков |
|
МФО |
|
Кредитные организации |
|
Ломбарды |
|
Кредитные потребительские кооперативы |
|
Негосударственные пенсионные фонды |
Какие требования будет рассматривать омбудсмен
Он рассматривает имущественные требования, которые не превышают 500 тыс. руб. Исключение - случаи, когда страховщик нарушил порядок возмещения по ОСАГО. Срок давности по обращениям к омбудсмену — три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В законе есть список обращений, которые омбудсмен рассматривать не будет, например обращения по вопросам банкротства граждан и юридических лиц.
Важно знать, что потребитель может обратиться к уполномоченному по договорам, которые заключены до 3 сентября 2018 года.
Каким будет порядок рассмотрения
До обращения к омбудсмену потребитель должен направить заявление в финансовую организацию. Она обязана рассмотреть этот документ и направить заявителю мотивированный ответ об удовлетворении требований, частичном удовлетворении или об отказе.
Для всех этих действий установлены сроки:
При этом со дня нарушения прав потребителя должно пройти не больше 180 дней;
После того как потребитель получит ответ от компании или если она вовремя не ответит, потребитель сможет обратиться к омбудсмену.
Финансовые организации по запросу омбудсмена обязаны предоставлять разъяснения, документы, сведения, связанные с обращением. Это относится и к коммерческой, служебной, банковской тайне, тайне страхования, к иной охраняемой законом тайне.
Финансовая организация должна исполнить решение омбудсмена.
Когда спор может дойти до суда
Потребитель сможет обратиться в суд, если омбудсмен:
Потребитель может обжаловать также решение омбудсмена, вступившее в силу.
По закону оспорить решение финансового уполномоченного вправе и компания. Сделать это можно будет по ГПК РФ в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу решения омбудсмена.
Что грозит компаниям за нарушение нового закона
Если финансовая организация неоднократно в течение одного года нарушит закон, омбудсмен сможет:
Информация подготовлена пунктом по защите прав потребителей, гигиенического обучения и воспитания населения
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах»
Наш адрес: 659100 Алтайский край г.Заринск ул. 25 Партсъезда д. 14 корп. 2 каб. № 8
Тел.: 8 (38595) 99027 E-mail: zarinsk@altcge.ru
2019 г.