Кто он -финансовый омбудсмен?

06.11.2019 г.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Обзор нового закона: кому и зачем нужен финансовый омбудсмен

https://sun9-22.userapi.com/c855428/v855428702/92f53/wBZCQZk1-Wg.jpg

Большинство положений Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг вступило в силу 3 сентября 2018 года.

Разбираем основные правила, к которым нужно приготовиться страховым компаниям, банкам, МФО и другим финансовым организациям.

Финансовый омбудсмен - это гражданин, который будет рассматривать обращения физлиц и их представителей с имущественными требованиями к финансовым организациям.

Финансовых омбудсменов будет несколько: главный и уполномоченные в сферах финансовых услуг. 24 августа главным омбудсменом ЦБ РФ назначил Юрия Воронина.

Когда организации должны будут начать взаимодействовать с омбудсменами

Вид компании

Дата

Страховые организации (кроме тех, которые занимаются только ОМС)

С июня 2019 года — для страховщиков по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного)

С 28 ноября 2019 года — для остальных страховщиков

МФО

С января 2020 года

Кредитные организации

С января 2021 года

Ломбарды

Кредитные потребительские кооперативы

Негосударственные пенсионные фонды

 

 

 

Какие требования будет рассматривать омбудсмен

Он рассматривает имущественные требования, которые не превышают 500 тыс. руб. Исключение - случаи, когда страховщик нарушил порядок возмещения по ОСАГО. Срок давности по обращениям к омбудсмену — три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В законе есть список обращений, которые омбудсмен рассматривать не будет, например обращения по вопросам банкротства граждан и юридических лиц.

Важно знать, что потребитель может обратиться к уполномоченному по договорам, которые заключены до 3 сентября 2018 года.

 

Каким будет порядок рассмотрения

До обращения к омбудсмену потребитель должен направить заявление в финансовую организацию. Она обязана рассмотреть этот документ и направить заявителю мотивированный ответ об удовлетворении требований, частичном удовлетворении или об отказе.

Для всех этих действий установлены сроки:

  • 15 рабочих дней с даты получения электронного заявления по стандартной форме.

При этом со дня нарушения прав потребителя должно пройти не больше 180 дней;

  • в иных случаях - 30 дней с даты получения заявления.

     После того как потребитель получит ответ от компании или если она вовремя не ответит, потребитель сможет обратиться к омбудсмену.

          Финансовые организации по запросу омбудсмена обязаны предоставлять разъяснения, документы, сведения, связанные с обращением. Это относится и к коммерческой, служебной, банковской тайне, тайне страхования, к иной охраняемой законом тайне.

Финансовая организация должна исполнить решение омбудсмена.

 

Когда спор может дойти до суда

Потребитель сможет обратиться в суд, если омбудсмен:

Потребитель может обжаловать также решение омбудсмена, вступившее в силу.

По закону оспорить решение финансового уполномоченного вправе и компания. Сделать это можно будет по ГПК РФ в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу решения омбудсмена.

 

Что грозит компаниям за нарушение нового закона

Если финансовая организация неоднократно в течение одного года нарушит закон, омбудсмен сможет:

  • разместить на своем сайте информацию о нарушении;
  • предложить ЦБ РФ применить к данной компании меры.

 

Информация подготовлена пунктом по защите прав потребителей, гигиенического обучения и воспитания населения

Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах»

Наш адрес: 659100 Алтайский край г.Заринск  ул. 25 Партсъезда д. 14 корп. 2 каб. № 8

Тел.: 8 (38595) 99027  E-mail: zarinsk@altcge.ru

2019 г.